Недетская болезнь - мэйл-арт.
"Что такое мэйл-арт для нас?
- Это оторопелые почтальоны, держащие в руках непонятное для них нечто - пестрое, в наклейках, отверстиях, веревочках - которое они вынуждены считать письмом из-за марок и адреса.
- Это общение с многоязычным миром без приличного знания даже английского (не говоря уже о так популярных в среде мэйл-артистов итальянском, испанском, французском). Да, можно многое сказать картинками-каракулями, двумя - тремя фразами. Переместиться в чужие города, подержав в руках трамвайный билет.
- Это друзья и просто знакомые, которым никогда не пожмешь руки. Что поделать - земля большая.
- Это сибирская язва, которая мэйл-артистов не перепугала ничуть.
- Это вечная проблема выбора - купить бутылку пива или марки для международного письма.
Не стоит думать, что мэйл-арт - это детская болезнь. Нет, скорее это прививка против снобизма и неадекватной самооценки, которую в провинции нужно делать поголовно всем. Если же описать людей занимающихся мэйл-артом, то это разношерстное сообщество, неровно распределенное по всей территории земного шара, включая Антарктиду. Среди них масса замечательных профи, которые видят в некоммерческом общении отдушину, полно оболтусов, искусствоведов, литераторов, анархо-акционистов, есть несколько пожарников, до чертовой тучи дадаистов, если это о чем-то вам говорит, плюс неизбежная популяция графоманов, владельцев халявных ксероксов… В общем, пестренькое братство.
Одни, экономя деньги, вырезают в своих картинках незакрашенные места (чтобы письмо получилось полегче), другие озабочены выпуском почтовых марок собственного сочинения такого немыслимо высокого качества, что дух захватывает. Но и те, и другие все это свое замысловатое, простенькое, дорогое или копеечное творчество рассылают по миру ради интереса, безо всякой коммерческой изнанки, отыскивая себе подобных, обмениваясь идеями, создавая виртуальную мэйл-арт территорию. Обетованную землю общего воображения.
Самым показательным символом мэйл-отношений стал незапечатанный конверт, полный картинок и текстов, который пришел однажды из Италии. Вот такая открытость перед целым светом …
Технология мэйл-творчества проста. Она содержит в себе главный постулат постмодернизма - мультиавторство (приветствие цитат и использование вторичного материала для творчества). Несмотря на серьезные декларативные заявления, выглядит все просто. Рассылаются приглашения, в которых указана тема, или размер, или идея, под знамена которой собираются все желающие. После конечного срока (deadline) устраивается выставка, шоу или еще что-нибудь, а участникам рассылается всяческая докуметация. Или еще более демократичный способ. Рассылается начальная картинка, все участники ее дорисовывают по своему усмотрению и пересылают дальше, а авторам возвращают копию копии. Вот, к примеру, цепочка (с рисунком нашего малолетнего чада), которую мы запустили больше года назад, все еще возвращается к нам то из Бразилии, то из Америки, то из Индонезии…
Темы проектов - от "Падших ангелов" до всемирного съезда этикеток туалетной бумаги (но, как отмечено в приглашении, без биологических следов).
Выпускаются мэйл-газеты, журналы, каталоги, большинство из авторских картинок и объектов (поэтому для участия в подобных проектах каждый автор высылает оговоренное количество дублей своей работы).
Есть мэйл-артисты, которые не меняют тему много лет и, благодаря своей упорности и активности, уже стали легендарными фигурами в сетевом творчестве.
И все готовы ответить, принять участие в вашем проекте или пригласить в свой, так что шлите письма."
Анна и Михаил Разуваевы, опубликовано в Пензенском литературно-художественном издании "Читарь" в 2002 году.