Вкладывать в марки — выгоднее, чем в евровалюту?
Наталья Вареник 6 августа 2010, 16:33 (Зеркало недели)
Как известно, в периоды экономических потрясений главное — правильно вложить наличные средства,
и тут в ход идут недвижимость, золото, антиквариат…
Любопытно, что стоимость ценных филателистических марок растет, по оценке специалистов, в среднем
на 20—30% в год. А в ноябре-декабре 2008 года, когда Украину накрыла первая волна финансового
кризиса, всплеск на филателистических аукционах достиг рекордной отметки.
— Это было что-то невероятное! — рассказывает член экспертной комиссии Ассоциации филателистов
Украины Григорий Лобко. За свои сорок лет коллекционирования не припомню случая, чтобы население
так скупало марки. Доллар обвалился, и с аукционов уходили такие вещи, которые предлагались годами.
Цены на марки выросли мгновенно, но все равно они «улетали со свистом». Сейчас спрос упал, цены
стабилизировались, однако марки всегда в цене…
Коллекционеры, накопители и дилеры
Всеобщая «коммерциализация» общества не обошла и филателию. Сегодня стало модным собирать не то,
что нравится, а то, что приносит прибыль. Ушло в прошлое «тематическое» собирательство, когда
коллекционировали «космос», «живопись» или «спорт»: сегодня все ищут раритеты, чтобы выручить на
этом немалые деньги. Свежего притока молодежи в ряды филателистов почему-то нет, хотя в этой сфере
царит полная демократия: торгуй и меняйся, чем хочешь, хоть марками Рейха, за что при бывшем СССР
могли и «не погладить по головке».
Те, кто продолжает этим увлекаться, разделились на три условные группы: коллекционеров, накопителей
и дилеров. Первые занимаются филателией для души, вторые вкладывают деньги на перспективу (в последнее
время цены на некоторые виды марок очень выросли), для третьих это бизнес, они открывают магазины
антиквариата, где продается и нумизматика, и фалеристика, и филокартия, и боны…
Часть дилеров ведет свой бизнес вполне официально, проводя значительную долю прибыли через налоговую,
часть втихомолку скупает антиквариат у населения на рынках, некоторые считают себя вольными художниками,
обслуживая круг богатых накопителей, а для многих это — дополнительный сопутствующий заработок.
Но несмотря на, казалось бы, обилие специалистов, оценить и продать свою коллекцию в наше время непросто…
— Получить справедливую оценку марок сегодня нереально, — делится профессиональными секретами хозяин
небольшого магазина «Антиквар». — Опытный взгляд специалиста мгновенно выхватит из альбома одну-две
ценные марки, но предлагать за них реальную цену никто не станет, оценив весь альбом символической суммой:
хочешь — продавай, хочешь — оставь детям…
Непросто выяснить стоимость марок и с помощью каталогов: на Петровке продаются «пиратские» диски с каталогами,
в среднем по
20 грн. за диск. Но найти в этом калейдоскопе то, что тебе нужно, — просто нереально. Там можно встретить каталоги
мировых филателистических фирм: Скотта, Михеля, Ивера, Гиббонса. Кстати, каталоги марок делятся на хронологические —
с описанием выпусков марок, тематические (как было в СССР) и специализированные, которые филателисты называют
«высоким пилотажем».
Если человек занимается этим бизнесом, он вынужден следить за ценами, и без таких профессиональных каталогов
ему не обойтись. В них даются хронология и описание всех разновидностей, типов и оттенков краски, разновидностей
перфорации, бумаги и клея. Подобные каталоги рассчитаны на серьезных специалистов и оценивают марки дороже всего.
— Каталог марок Украины «Дивари» сделан не очень профессионально и, на мой взгляд, не добавляет имиджа стране,
— комментирует продавец каталогов Александр, — но другого пока нет, и выбирать не из чего. Стоимость этого каталога,
который во многом уступает российским, —
25—35 долл., в зависимости от года издания. Чем свежее каталог, тем выше цена. Иностранные каталоги обычно стоят
дороже, например каталог Михеля (вся Европа) — 50—60 евро.
Сертификат с родословной
Практически все антикварные магазины, занимающиеся монетами, значками и т. п., имеют отделы филателии. Только в
одном Киеве их около двадцати.
Все они принимают марки у населения, но не под реализацию (хлопотно и невыгодно), а в виде скупки. Оценивается
товар поверхностно — своими же сотрудниками, берут дешево и далеко не все. Оценщики в магазинах не имеют
официального права экспертизы, здесь все условно.
Если вам назвали приблизительную стоимость марки, это не значит, что она стоит именно столько: важно ее состояние и
определенные филателистические условия сохранности.
Не факт, что, сравнив свою марку с каталогом, вы сможете продать ее в магазине или с рук за аналогичную цену.
В каталогах стоят ориентировочные цены, а стоимость марки определяет рынок.
При покупке и продаже реальные цены чаще всего ниже каталожных. Возникает вопрос: неужели не существует
возможности объективно оценить свою коллекцию?
— Два года назад была создана комиссия экспертов Ассоциации филателистов Украины, — рассказывает Григорий Лобко,
— в нее вошли пять экспертов: два из Одессы и по одному из Киева, Харькова и Днепропетровска. Это знающие люди с
большим опытом коллекционирования. Специальных университетов по этому направлению не существует. Каждый эксперт
имеет печать, право подписи, специальные бланки для сертификатов. Мы можем давать экспертное заключение по поводу
любой марки и свидетельствовать в суде как независимые эксперты. Члены этой комиссии оценивают дорогие марки,
стартовая цена которых — от нескольких сотен долларов. Они определяют их подлинность и настоящую стоимость.
К сожалению, встречается много фальшивок. Сертификат стоит 35 долл. и представляет собой бланк с печатью, заверенный
подписью эксперта, с описанием марки и ее фотокопией. Кстати, с таким документом стоимость марки возрастает как минимум
на стоимость сертификата, поэтому марку с «родословной» покупают с удовольствием…
Однако остается загадкой: как рядовой гражданин может определить — является ли его марка ценной и достойной
сертификации?
Аукционы онлайн
В Украине исторически сложилось несколько филателистических центров: пальму первенства
постоянно держит Одесса, за нею идут Харьков, Донецк, Львов и Днепропетровск.
Но, естественно, во все времена коллекционеры съезжались в Киев: прикупить, продать, пообщаться… Ныне они собираются
в столичном Институте физкультуры, где идет оживленный торг и обмен. Там встречаются коллекционеры и дилеры, ищущие
редкий товар для состоятельных клиентов. Накопители сюда ходят редко — предпочитают не засвечиваться, да и не каждый
из них испытывает радость от удачной покупки, для многих это всего лишь способ вложения капитала.
Интересно, что подобные «базарчики» существуют и за рубежом: в США, например, на подобные «слеты» приезжают дилеры
и коллекционеры из разных штатов. Небольших антикварных магазинчиков, где можно купить марки, там значительно больше,
чем у нас.
— К сожалению, сегодня подобный «живой» обмен и купля-продажа марок уходят в прошлое, — делится своими наблюдениями
коллекционер Сергей Бондаренко, — филателисты понемногу перебираются в Интернет. Появилось много интернет-магазинов,
продающих все что угодно, в том числе марки. Дилеры и коллекционеры часами сидят в Интернете в поисках случайно всплывших
раритетов. Существует ряд онлайн-аукционов, которые проводят филателистические фирмы: Raritan stamps, Cherristone и eBay (США),
российский «Молоток», украинский «Аукро»…
Чем только не торгуют на подобных аукционах! Например, марки на вес: из конвертов вырезают миллионы марок всех стран, наполняют
ими пакеты по одному, два, десять, сто килограммов. Эти пакеты называются «киловарами». Стоимость такого пакета невелика: одна
марка стоит 1 или 0,5 евроцента, а все в сумме — около 100 евро.
На онлайн-аукционах можно приобрести не только «киловары», но и раритет, например, недавно была куплена марка 1936 года с очень
редкой зубцовкой, которую практически невозможно найти. Коллекционер, заплативший за нее тысячу долларов, сделал очень выгодное
приобретение.
Деньги за покупку на аукционе перечисляют интернет-переводом, а марки получают письмом или бандеролью, причем солидные аукционы
никогда не подводят своих клиентов…
В цене бракованный товар
Парадоксально, но сегодня в мире растет цена на марки с ошибками, т.е. марки, которые можно назвать «бракованными». Например, если
на листе в сто марок только одна с повреждением клише, то именно она является ценной.
Обычно подобные изъяны отображены в каталогах. Спрос и конкуренция рождают предложения, начинается ажиотаж…
Погоня за эксклюзивной покупкой — большой соблазн для разного рода «фальшивомарочников», как их называют филателисты.
— Иногда обманутый человек становится жертвой простой ошибки, — комментирует Григорий Лобко, — такие ляпсусы бывают даже
на Cherristone. Например, неправильно указан номер марки, в итоге можно купить за большие деньги дешевую вещь. На небольших
аукционах, например на «Молотке», встречаются люди, которые могут «кинуть». Но если попался на этом, больше ничего не продашь.
На моей памяти были случаи, когда покупателей «наказывали» на большие суммы. Активный источник фальшивых марок — Москва.
Там есть полиграфические базы, работающие в тандеме с опытными филателистами, они легко изготовляют фальшивые клише…
Специалисты утверждают, что полиграфия достигла такого уровня, что можно напечатать все, что угодно.
Конечно, настоящего эксперта нельзя обмануть, но на бытовом уровне такие подделки уходят за приличные суммы.
Фальшивомарочник изготавливает новое клише, набивает новые зубцы, накатывает совершенно новый клей… и «раритет» готов!
Обычно подобная фальшивка стоит тысячи долларов, поскольку подделывать дешевое — невыгодно.
Это кратковременный «бизнес», рынок наводняется такими вещами — и наступает прозрение.
Интересно, что строгое наказание за мошенничество ждет только тех, кто мог бы (хотя это никому не нужно!) подделать знаки
почтовой оплаты, т.е. обманул государство. За подобное правонарушение предусмотрено лишение свободы на несколько лет.
В случае подделки старой марки, особенно государства, которого больше нет (например, СССР), привлечь к ответственности
труднее. Именно старые, дорогие марки легче всего подделать, но и легче всего распознать фальшивку.
Филателистический бизнес — своеобразное явление в коммерческой среде. И хотя его рентабельность в целом невысокая,
а открывать частные филателистические магазины пока никто не решился (нет достаточного спроса), он довольно привлекателен
для людей, заинтересованных в статусе свободного дилера и не стремящихся афишировать свои доходы.
Где тут грань между теневым бизнесом и легальной деятельностью — трудно определить, ведь нарушение закона может
констатировать только проверка налоговой службы, выявившей с помощью экспертов сокрытие доходов или нарушение
торговых операций…
Сегодня этот необычный бизнес, как и другие, переживает сложные времена.
Многие специалисты считают, что спрос упал, поскольку в условиях кризиса покупателям нужны деньги на поддержание
самих себя. В Киеве стало меньше приезжих из других регионов и иностранцев, которые стремились бы пополнить коллекции.
Нет былого «движения» в торговле. Чтобы выжить, дилерам необходим круг постоянных состоятельных клиентов.
В киевском магазине «Марки Украины», где продают немало ценных отечественных марок, считают, что кризис не сократил
число покупателей.
— Марки — это ценность во все времена, — утверждает один из продавцов магазина, — их как покупали, так и покупают.
Настоящий коллекционер скорее не съест кусок хлеба, чем откажет себе в этой радости.
Возможно, так оно и есть…