ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ЯВОРНИЦКИЙ
ЛЕТОПИСЕЦ ЗАПОРОЖСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Почтовая марка 2005 г. с изображением Д.И. Яворницкого. Художник В.Василенко.
Имя академика Дмитрия Ивановича Яворницкого хорошо известно любителям истории. Посвятив жизнь изучению и популяризации запорожского казачества, он внёс значительный вклад в исследование украинского фольклора, этнографии, лексикграфии, археологических памятников, исторической географии.
Будущий учёный родился 7 ноября 1855 г. в селе Солнцевка (ныне – Борисовка) на Харьковщине, в семье псаломщика. Начальное воспитание получил в семье и уже тогда слышал от бабушки украинские исторические песни, думы и предания о запорожских казаках. В 1874 году, после окончания уездной школы, продолжил учёбу в Харьковской духовной семинарии. Однако богословие не увлекало и Дмитрий, пройдя за три года четыре общеобразовательных класса, не пошёл дальше, а в 1877 году оставил семинарию, чтобы поступить на историко-филологический факультет Харьковского университета.
Ещё студентом Дмитрий Яворницкий начал собирать материалы по истории запорожского казачества. Искать надо было целенаправленно, и выпускник университета решил поехать в Петербург, чтобы «ударить там челом преславному историку Н.И. Костомарову». Полученные советы были и просты, и ценны: «Прежде чем писать историю запорожского казачества, обойдите весь Запорожский край; потом заройтесь в архивный материал, сохранившийся от запорожцев в разных местах, присмотритесь ко всему казацкому добру, что собрано в разных музеях, а дальше не пропустите и тех казацких дум и исторических песен, которые сохранились в головах старых людей, а лучше всего у слепых бандуристов и кобзарей».
Художественный маркированный конверт 2007 года с изображением Н.И.Костомарова. Художник В.Слепченко.
Этим советам Яворницкий следовал неизменно. Он провёл много времени в многочисленных экспедициях по местам запорожских сечей, посещал старые церкви, исследовал археологические и исторические памятники, записывал предания, легенды, думы и песни о запорожских казаках.
По окончании в 1881 году университетского курса Яворницкого оставили внештатным стипендиатом для подготовки к профессорскому званию по кафедре российской истории. Одновременно он преподавал в нескольких средних учебных заведениях Харькова.
В 1885 году Дмитрий Иванович переехал в Петербург. Здесь преподавал историю и литературу в Николаевском сиротском институте благородных девиц, в частной женской гимназии, во втором кадетском корпусе, в театральном училище. В первое время на душе было очень тяжко, и Яворницкий с отчаянием писал своему другу Я. П. Новицкому: «Я плачу, как ребёнок, не видя своего милого Днепра и своей ненаглядной степи. Если бы я мог в настоящее время моментально перенестись с берегов туманной Невы на берега светлого Днепра, ничего у бога и не просил бы и ничего от него больше и не желал бы».
Но любимая работа успокаивала и возвращала душевное равновесие. Дмитрий Иванович познакомился с художниками А. Сластионом, Н. Микешиным, И. Шишкиным, К. Маковским, музыкальным критиком В. Стасовым. На субботние «збіговища», которые устраивал Яворницкий, приходила столичная украинская молодежь – художники, певцы, музыканты, артисты, среди которых бывали М. Кропивницкий, М. Садовский, П. Саксаганский, М. Заньковецкая.
В феврале 1886 года Яворницкий сдружился с И.Е.Репиным, и это событие имело большое значение для дальнейшего творчества художника. Ещё в 1879 году он сделал первый эскиз к своей картине о том, как запорожцы, собравшись на раде, пишут письмо турецкому султану в ответ на его грозный приказ покориться ему Но с середины 1883-го работа над ставшими позже знаменитыми «Запорожцами» остановилась, и возобновил её Репин лишь в начале 1886 года, после того, как встретился с Яворницким.
Дмитрий Иванович вспоминал: «К услугам Репина была вся моя коллекция, которую я перевёз из Харькова в Петербург: оружие, жупаны, «сапьянці» (сафьяновые сапоги), «люльки-носогрійки», «люльки обчіські», т. е. люльки товарищеские с чубуками в три аршина длины, которые запорожцы раскуривали, лёжа на животах, графин, выкопанный с «горілкою» в могиле на кладбище, близ места бывшей Запорожской Сечи, даже череп запорожца, с молодыми, крепкими зубами, выкопанный там же». Илья Ефимович запечатлел Дмитрия Ивановича на картине в образе писаря запорожцев.
Д.И.Яворницкий на картине И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе казацкого писаря (выделен).
В своих «Очерках по истории запорожских казаков и Новороссийского края», вышедших в 1889 году, Яворницкий поместил рассказ о том, чему Репин посвятил картину: о борьбе казаков во главе с кошевым Иваном Сирко против турок и народное сказание, как султан Магомет IV послал письмо запорожцам, предлагая сдаться, и как запорожцы, «не стесняясь в выражениях, ответили султану письмом, в котором отрицали всякую доблесть у него и жестоко смеялись над кичливостью непобедимого рыцаря».
Двумя годами раньше, в апреле 1887-го, Дмитрий Иванович отправился на Соловки. Он посетил могилу атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (1690-1803), чтобы собрать материалы о его более чем 25-летнем заточении в одиночной камере Соловецкого монастыря по приказу Екатерины П. Яворницкий не только разыскал новые архивные свидетельства о знаменитом атамане, но и записал рассказы о нём, передававшиеся среди насельников монастыря. Результатом поездки стала статья «Последний кошевой атаман Пётр Иванович Калнышевский».
По возвращении с Соловков Яворницкий побывал в Качановке на Черниговщине у известного собирателя реликвий украинской старины В. В. Тарновского и с восхищением ознакомился с его коллекцией. Потом они вместе поехали на днепровские пороги и по местам, связанным с запорожским казачеством. Приобщив к ранее собранным материалам новые находки, Яворницкий в 1888 году опубликовал в Петербурге своё исследование «Запорожье в остатках старины и преданиях народа». Исторические, археологические и топографические данные историк дополнил народными преданиями, легендами и частично архивными материалами. В книге было помещено 55 иллюстраций, часть которых исполнил Репин, семь планов сечей и план запорожских владений. В том же году в Петербурге вышел «Сборник материалов для истории запорожских казаков» и одновременно Дмитрий Иванович развернул работу по подготовке первого тома задуманной капитальной работы «История запорожских казаков». Весной 1892 года 550-страничный первый том увидел свет.
Конверт первого дня к марке 2005 г.
Но к этому времени над учёным начали серьёзно сгущаться тучи. В 1891 году, когда из-под пера Яворницкого вышли уже около 80 различных научных работ, ему было запрещено преподавать в учебных заведениях по причине «тенденциозного проявления в лекциях антипатии к московской истории и правительству и пристрастия к истории Малороссии». Дмитрий Иванович возвратился в Харьков, но надежда на «какие бы то ни было уроки, чтобы так или иначе поддержать своё ничтожное существование», не оправдалась. Однако благодаря заступничеству влиятельных знакомых опала была смягчена, и Дмитрию Ивановичу предложили занять на три года для историко-топографического изучения края место младшего чиновника особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе.
Приказ о назначении был подписан 5 апреля 1892 г., и прибыв на место, Яворницкий сразу же приступил к исследованиям. Уже в следующем году в Ташкенте вышел составленный историком «Путеводитель по Средней Азии от Баку до Ташкента в археологическом и историческом отношениях» объёмом 200 страниц. В то же время Дмитрий Иванович работал над вторым и третьим томами «Истории запорожских казаков», а дождавшись окончания трёхлетнего срока своей командировки в Среднюю Азию, день в день подал прошение об увольнении и вскоре переехал в Варшаву. Здесь он недолго служил в Казённой палате, приводя в порядок архив бывшего финансового управления, и.здесь же при местном университете сдал в 1896-ом экзамен на учёную степень магистра российской истории.
Осенью того же года при поддержке профессора В. А. Ключевского Яворницкий был утверждён приват-доцентом Московского университета. Первую вступительную лекцию на тему «Главнейшие моменты в истории запорожских казаков» он прочитал 5 октября, а после второй стал преподавать археологию и историю малороссийского казачества.
Художественный маркированный конверт 1995 года. Художник К.Ткаченко.
Находясь в Москве, Яворницкий имел возможность работать в столичных архивах и использовать наиболее ценные материалы для написания третьего тома своей фундаментальной «Истории запорожских казаков». В первом томе книги историк дал подробное описание топографии и гидрографии, климата, флоры и фауны запорожских земель. Большое внимание уделил истории возникновения казачества, отдельным запорожским сечам, военному и территориальному разделению Запорожья, охране его границ, сухопутным и морским походам запорожского войска, его суду и судопроизводству. Подробно описал быт и обычаи, одежду и казацкие атрибуты. Значительное внимание в книге уделено вопросам развития земледелия, ремесла, животноводства, огородничества, различных промыслов, торговли.
Второй том, составленный Яворницким вдали от родины, в Средней Азии, и вышедший в Петербурге в 1895 году, основан, главным образом, на подлинных письмах исторических лиц, актах того времени, а также на малороссийских и польских летописях. В нём освещаются события от возникновения запорожского казачества в конце XV столетия до 1686 года. Описывается происхождение казаков, их борьба против грабительских нашествий на Украину крымских и турецких орд, а также участие запорожцев в народных восстаниях против шляхетской Польши, в освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого 1648-1654 годах.
Третий том «Истории…» посвящен наиболее сложному и драматическому времени в истории Запорожской Сечи – периоду с 1686-го по 1734 год. В нём повествуется об участии запорожцев в русско-турецкой и русско-шведской войнах, о разгроме русскими войсками Запорожской Сечи, о жизни и быте запорожцев в Олешковской, Чертомлыцкой и Каменской сечах, о возвращении запорожцев на Украину и основании в урочище Базавлук над Днепром Новой Сечи. Этот завершающий том также печатался в Петербурге и вышел в 1897 году.
Дом-музей имени Д.И.Яворницкого в Днепропетровске на пл. Шевченко 5.
В 90-х годах XIX столетия имя Дмитрия Ивановича Яворницкого стало широко известным среди деятелей науки, литературы, искусства, которые называли историка «запорожским батьком». За консультациями к нему обращались писатели, композиторы, артисты, украинские бандуристы, ученые. Композитор Н. В. Лысенко в письме к Яворницкому в 1896 году писал: «Буду чрезвычайно рад познакомиться с Вами и, воспользовавшись вашим пребыванием в Киеве, записать мотивы ко многим материалам, вами собранным». М. П. Старицкий в 1898-ом просит Дмитрия Ивановича прислать эскизы одежды к театральной постановке «Богдан Хмельницкий».
Вместе с тем, некоторые исследователи истории украинского казачества не разделяли взглядов Яворницкого. Так, один из знатоков прошлого Левобережной Украины историк А. М. Лазаревский обвинял его в излишней идеализации Запорожской Сечи. Он считал, что на позднем этапе своего существования Сечь была негативным явлением для Украины, и придерживался той мысли, что казаки в это время занимались лишь грабежом и разбоем. Профессура Московского университета также с подозрением относилась к деятельности Д. И. Яворницкого. Несмотря на это учёный продолжал работать над подготовкой четвертого тома «Истории запорожских казаков», посвященного Новой Сечи (1734-1775 гг.). Однако её архив был частной собственностью историка А. Скальковского, который предложил купить документы за 2000 рублей. Таких денег Дмитрий Иванович не имел, и планы не были осуществлены.
Но Яворницкий по-прежнему продолжал собирать и систематизировать этнографические, фольклорные, лексикографические материалы из прошлого запорожского казачества. В соавторстве с художниками он подготовил альбом «Из украинской старины», который вышел в 1900 году в Петербурге. В альбоме – текст Яворницкого на русском и французском языках и 21 акварельный рисунок Сергея Васильковского в тематических виньетках, выполненных тушью Николаем Самокишем. В том же году появилось второе издание первого тома «Истории запорожских казаков», потом – двухтомник «Источники для истории запорожских казаков», сборник «Малороссийские народные песни, собранные в 1878-1905 гг.», куда вошло 830 песен, «Словник української мови», исследования о князе Д. Вишнивецком, гетманах Конашевиче-Сагайдачном, Зборовском, Косинском, Свирчковском, Ружинском и Подкове, о кошевых атаманах. Сирко и Гладком. Научные статьи и очерки Яворницкого публиковались во многих газетах, журналах, научных сборниках.
Памятная доска с портретом Д.И.Яворницкого размещена на стене дома-музея.
Во время своих поездок по местам, связанным с историей запорожских казаков, учёный сблизился с первооткрывателем железных руд в Екатеринославской губернии и одновременно известным коллекционером, ценителем древностей и создателем Музея древностей А. Н. Полем. С 1902-го по 1933 год директором этого музея, носившего имя его создателя и ставшего одним из лучших в Украине центром историко-краеведческих исследований, был Яворницкий. Его коллекция археологических памятников, украинских древностей, запорожских реликвий, предметов церковной старины значительно пополнила первое собрание музея.
На протяжении двадцати лет Дмитрий Иванович занимался археологическими исследованиями Юга Украины и по их результатам выпустил книгу «До історії степової України». В период подготовки и строительства Днепрогэса (1927-1932) Яворницкий руководил крупнейшей археологической экспедицией, которой в районах, отведенных под гидроэлектростанцию, было выявлено 36936 различных древних предметов, сделано множество фотоснимков и зарисовок.
Академик Д. И. Яворницкий прожил долгую жизнь и умер 5 августа 1940 года. Вначале его похоронили на городском кладбище, но в 1961-ом останки были перенесены во двор Днепропетровского государственного исторического музея, которым Яворницкий долгие годы руководил и который теперь носит его имя. Творческое наследие летописца Запорожской Сечи – это важнейшее достояние украинского народа.
Памятник Д.И.Яворницкому около Исторического музея в Днепропетровске.
Краткая биография:
Окончил Харьковский университет в 1881 году, преподавал в Московском, Петербургском и Екатеринославском (Днепропетровском) университетах; в последнем создал кафедру украиноведения.
В 1902—1932 годах был директором краеведческого музея в Екатеринославе (ныне Днепропетровский национальный исторический музей им. академика Д. И. Яворницкого). В 1929 году был избран академиком Академии наук УССР.
Был дважды женат. Первый раз - на учительнице музыки Варваре Петровне Кокиной, с которой познакомился в Харькове (развелись в 1884 году). А второй (с 1918 года) - на молодой учительнице Серафиме Дмитриевне Бураковой.
В мае 1940 года Яворницкий был арестован по подозрению в изготовлении и хранении литературы буржуазно-националистического содержания, а за неделю до смерти выпущен на свободу. В тюрьме академик заболел воспалением легких и вскоре умер.
Сканы конвертов мои, фото из инета, текст Янины Пучковой (Музей истории Киева) кроме краткой биографии.