Юрий Васильевич Кондратюк в 1926 г. завершил рукопись «Междупланетные путешествия» и послал на рецензию в Москву. Ответ был одобрительный, а в октябре 1926 г. газета «Вечерняя Москва» сообщила о рождении нового талантливого ученого. Удаленный от научных центров, лишенный элементарных условий для научного творчества ученый-самоучка в 1929 г. в Новосибирске выдал труд «Завоевания междупланетных пространств», в которой независимо от К. Циолковского вывел формулу полета ракеты.
Ученый был приглашен в Группу изучения реактивного движения (ГИРД), которой руководил выдающийся физик С. П. Королев, но Юрий Кондратюк, посетив лабораторию, деликатно отказался. Вероятнее всего, из-за того, что сотрудников ГИРД очень тщательным образом проверяли и ему было бы трудно спрятать свое прошлое.
=========================================================================================================================================
Из книги Я.Голованова .
Кондратюка "открыл" Ветчинкин. Когда он прочитал присланную на отзыв работу никому не известного автора из Сибири, он пришел в восторг, сам отредактировал ее для печати, а в предисловии написал, что, по его мнению, работа эта "...несомненно представляет наиболее полное исследование по межпланетным путешествиям из всех писавших в русской и иностранной литературе до последнего времени". Книжка "Завоевание межпланетных пространств" вышла в Новосибирске в 1929 году. Ветчинкин, который постоянно интересовался делами ГИРД, не мог не рассказать о ней и ее авторе Королеву. Наверное, и книжку эту Сергей Павлович прочел. Во всяком случае, узнав через Владимира Петровича о приезде Кондратюка в Москву, Королев нашел его и пригласил в подвал на Садово-Спасской.
Кондратюк приехал утром, и проговорили они с Королевым несколько часов. Королев понимал, что перед ним - человек невероятно одаренный, с совершенно раскованным мозгом, способным соединить современную инженерию с фантастикой самой невероятной. Сейчас, после смерти Цандера, такой человек был ему нужен позарез. Королев знал, что он умеет уговаривать и использовал этот свой талант в тот день максимально. В выработанную им методику уговаривания непременно149
входили демонстрации техники, стендовые испытания, а если возможно, даже натурные старты - прием подобного "подавления мощью техники" особенно широко применялся Главным конструктором в 50-60-х годах, но и в ГИРД Королев им уже владел. Он показывал Кондратюку не только схемы и чертежи, но и реальные ракеты "в металле", водил в мастерские, уговорил ехать на полигон в Нахабине.
- Юрий Васильевич, вы не должны ни о чем беспокоиться, - "пел" Королев. -Ходатайство о вашем переводе к нам подпишет лично товарищ Тухачевский. Я сам поговорю с Михаилом Николаевичем. Надо определить должность... Ну, квартира — это само собой...
Зная Королева, трудно представить себе, как выдержал Кондратюк эту атаку. Он молчал, смущенно улыбался в усы, потом сказал тихо, извиняющимся тоном:
- Видите ли, Сергей Павлович, это никак невозможно... Я обману людей, а это невозможно...
- Кого вы обманете? - не понял Королев.
- Горчакова, Никитина... Мы проектируем ветроэнергетическую установку...
- Юрий Васильевич! - воскликнул Королев. Он даже покраснел от распиравшего его негодования. - Да как же вы можете сравнивать: полет в космическое пространство и ветряк какой-то!!
- О, вы не правы! Если не считать солнца, ветер — второй источник энергии для землян. Чистый, бесшумный, неисчерпаемый океан энергии! - глаза Кондратюка горели. - Мы поставим ветровые установки в горах, на Крайнем Севере, мы получим миллионы и миллиарды киловатт часов, не сжигая ни куска угля, ни капли нефти! Мы построим десятки ветровых Днепрогэсов! Неужели вы не понимаете, как это важно?!
Королев молчал. Теперь стало ясно, почему он не может уговорить Кондратюка: он наткнулся на человека идеи. Если у человека есть идея, его нельзя сбить с пути ни квартирами в столице, ни "ромбами" в петлице. Кондратюк потерян для него навсегда. Сергей Павлович мгновенно как-то сник, замолчал. Кондратюк ушел. Королев сразу перестал им интересоваться, как говорят, "выбросил из головы", была у него такая черта: людей, которые не интересовались его делом, он не осуждал, не критиковал, просто они для него не существовали, будь они хоть семи пядей во лбу. Больше с Кондратюком Королев никогда не встречался.
Отредактировано Ger Piter (2013-09-13 16:47:56)