ПЕТР ИВАНОВИЧ КАЛНЫШЕВСКИЙ
ПОСЛЕДНИЙ ЗАПОРОЖСКИЙ АТАМАН
Удивительное дело - память. Казалось бы, столько веков отгудело-отшумело на пустовийтивських землях, на Роменщине Сумской области. Но стоит ступить на эти улочки, вдохнуть неповторимо высокого озонного воздуха, посмотреть на золотые купола местной церкви, как воображение сразу же возвращает туда, вглубь истории, где сделал свои первые шаги маленький Петя, которому суждено стать человеком-легендой. Только в селе Пустовойтовка можно услышать и почувствовать неуловимый пульс времени, которое имеет конкретный именной указатель - Петр Калнышевский.
Он был старшим сыном в казацкой семье Ивана Калнышевского, родился 320 лет назад 12 июля - именно в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Трудно судить, имела какое-то значение дата рождения. Главное в другом - день подарил Украине большого и верного сына, чья жизнь стала эквивалентом и образцом мудрости, доблести и мужества.
К сожалению, история почти не сохранила информации о первых 50 лет жизни Божьего Петра - подробные сведения датируются лишь серединой 50-х годов XVIII века, когда Петр Иванович уже получил образование, сделал карьеру как государственный и военный деятель, стал известным меценатом-благотворителем . Известно только, что он отличался мудростью, благородством, сдержанностью, выполнял ответственные дипломатические миссии. В частности, защищал интересы войска Запорожского в Петербурге, на Сечи, занимал различные старшинские должности, был походным атаманом, войсковым есаулом, военным судьей.
В 1762 году казацкая рада впервые выбирает П. Калнышевского кошевым атаманом Запорожской Сечи, и уже в сентябре вместе с военным сечевым писарем Иваном Глобой он встречается с Екатериной II. Скорее всего, кошевой не очень симпатизировал царице, ибо вскоре с этой должности его отстранили.
В то время царское правительство отменило выборы в Запорожской Сечи, поэтому ее руководство выбирали как правило не на общевойсковых советах как раньше, а на сборах старшины, где обычно утверждали рекомендованные царицей кандидатуры. Но казачество часто игнорировало царские законы, выбирая наиболее авторитетных и достойных. Одним из таких избранников казацкого общества стал Петр Калнышевский, который в января 1756 года вопреки царской воле стал кошевым атаманом. Поэтому было возбуждено «Дело о самовольном избрании казаками атамана Коша Запорожской Сечи Калнышевского» - более месяца специальная следственная комиссия расследовала это проявление «дерзкого неповиновения и произвола» запорожцев. Впрочем, учитывая будущую войну с Турцией (а в ней украинскому казачеству отводилась едва ли не решающая роль), Екатерина II временно смирилась с такой вольностью. Поэтому он стал атаманом вторично и окончательно - вплоть до уничтожения Сечи, то есть на 10 лет, чего раньше никогда не было.
Это было сложное и нелегкое для запорожцев время, потому как российское правительство все больше склонялось к ликвидации Сечи. Оно нагло вмешивалось во внутренние дела Коша, упорно обкраевало пределы свободных земель. Но казачество и не думало повиноваться такому произволу, ибо осознавало свое важное значение, а именно - в защите границ от набегов турок и татар в условиях Дикого Поля, что признала сама царица, которая в 1770 году объявила благодарность войску Запорожскому за доблесть в русско-турецкой войне 1764 - 1774 годов, а самого атамана удостоила золотой медали с бриллиантами и высокого воинского звания.
Но все-таки остается вопрос: что разозлило высшую милость, которая так упорно взялась за расправу над казаками, стерев Сечь с земли?
Ответ почти на поверхности. Запорожская Сечь, которая никогда не знала крепостного права, сохраняла автономию в пределах Украины, оставалась носителем украинской государственности, а после ликвидации гетманства имела развитую интенсивную экономику.
Калнышевский не только воевал, но и коренным образом изменил быт и жизнь войска низового, лично заботился о заселении запорожских земель выходцами именно из Украины, а не чужаками, всячески способствовал развитию земледелия, скотоводства, торговли - и этим сам непосредственно занимался. Вдумайтесь в цифры: в диком запорожском степи ему удалось создать гигантские казацкие поселения в количестве 45 сел и 1600 хуторов! Кошевой имел семь зимовщиков с высоким уровнем хозяйствования, при них действовали мастерские, где шили казацкую одежду, шапки. Лошади с выпасов славились своей породой и имели высокий спрос в России, Пруссии, многих европейских странах.
Сич успешно торговала продовольствием с соседними государствами. Торговые суда беспрепятственно курсировали между их берегами, мало колоссальное влияние на экономику Коша. Именно тогда родилась поговорка: «Как был кошевой Мешок, то не было хлеба и для мух, а как стал кошевым Калныш, то на столе лежал целый кныш».
Отдельная весомая страница в деятельности П. Калнышевского - содействие расцвета духовной жизни в Украине. Он был искренним покровителем церковной жизни, строителей, художников, тех, кто имел художественный талант. На свои средства построил около десятка церквей на Роменщине, а также Запорожье, Киевской, Полтавской... Финансировал строительство Троицкого собора в Самаре, отправлял подарки для храма Гроба Господня в Иерусалиме.
А что уж говорить о родной земле! Чего только стоит его «Евангелие» в ценной оправе, подаренное им церкви родного села. Киевский мастер Иван Равич изготовил настоящий шедевр украинского ювелирного искуства XVIII века, который вошел в мировые художественные каталоги. Книга обошлась Калнышевскому в 600 рублей золотом.
Можно приводить десятки примеров благородной духовно-меценатской деятельности Петра Ивановича, оставившие глубокий след в украинской истории. Именно они в совокупности с другими вышеприведенными факторами и стали причиной полного разгрома Сечи царскими войсками в июне 1775 года.
Трагически сложилась судьба последнего атамана. Вскоре его переправили на пожизненное заключение в Соловецком монастыре, что в Архангельской губернии. Там, в тесном, душном и темном каземате он провел четверть века, ни разу не попросив помиловании, потому что не считал себя виновным.
Только в апреле 1801 года новый царь Александр I своим указом «даровал» ему свободу и право выбора места жительства, позволил освободить как уже не представляющего угрозы для империи. Но Калнышевский отказался от подобной милости и доживал свой век там же, не без юмора заметив, что свободой и здесь наслаждается в полной мере.
Было ему тогда 110 лет. И хотя стал совсем немощным (потерял зрение, зарос длинной бородой, вся одежда расползся на куски и спадал с плеч), все же незрячие глаза светились: свободен! Хотя такой свободой "наслаждался" недолго. В субботу, 31 октября 1803 года последний кошевой атаман славной Запорожской Сечи окончил земной путь.
На его могилу лег камень с эпитафией, которую составили местные монахи: «Здесь погребено тело в Бозе почившего атамана Петра Калнышевского, сосланного в сию обитель по Высочайшему велению... Скончался смертью благочестивой, доброй».
Сканы конвертов мои, текст Петра Нестеренко, перевод с русского языка мой.